Пришлось недавно побывать на спектакле «Баба Шанель» молодежного театра Нонны Малыгиной. Пьеса драматурга Николая Коляды рассказывает о русском народном хоре «Наитие», который празднует 10-летие со дня своего основания. 5 артисток, которым далеко за 60, вспоминают проведенные в хоре годы. По мере развития сюжета перед зрителем вырисовывается неприглядная изнанка коллектива, где исполнительницы русских народных песен оказываются не хранителями древних народных традиций, а неудачницами, которые пришли в хор лишь потому, что им нечем заполнить пустоту жизни. Даже юбилей хора для них – это лишний повод напиться, спеть скабрезные частушки и повздорить друг с другом.
Однако хор ждет настоящее испытание. Неожиданно в коллектив приходит относительно молодая солистка и начинает устанавливать свои порядки. Новая дамочка буквально сводит руководителя хора с ума. Баянист Сергей, ослепленный любовью, убеждает своих прежних солисток, что теперь необходимо перестать исполнять уже отживший русский фольклор и переходить на европейский репертуар. Однако бабушки не хотят таких крутых перемен. Обещания радужных перспектив, как и угрозы закрытия хора не действуют. Противостояние доходит до высшей точки кипения. В пылу спора руководитель хора, срывая стилизованную косоворотку, кричит: «Это дешевый китч! РУССКО-НАРОДНОЕ ГОВНО! Разве народ так одевается? Нет! Русские одеваются иначе!» После этой КЛЮЧЕВОЙ ФРАЗЫ СПЕКТАКЛЯ лично у меня было такое ощущение, что мне публично дали пощечину, а я не ответил. Ведь автор пьесы хотел ОСКОРБИТЬ ИМЕННО РУССКИХ! Интересно, в зале так подумал только я? Оглянувшись вокруг, увидел спокойные улыбающиеся лица… Стало жутко от мысли, что ОБЩЕСТВО ПРИВЫКЛО К РУСОФОБИИ! (Русофобия — предвзятое, подозрительное, неприязненное, враждебное отношение к России или/и русским). Неужели актеры театра Нонны Малыгиной тоже разделяют эти русофобские идеи, только слегка прикрытые в пьесе фиговым листком искусства?! Думаю, что не задумываются и просто плывут по течению, зарабатывая себе на хлеб. Подумалось также, что если у актеров отсутствует национальное чувство, то должна присутствовать хотя бы какая-то человеческая порядочность?! Ведь если публично оскорбить национальное достоинство татарина, еврея, чеченца, армянина или кого-либо еще – гарантированно получишь публичный скандал, да еще и клеймо шовиниста! Можно также нарваться и на судебные разбирательства… Однако существует 50 постановок этой пьесы, как в России, так и за рубежом. Значит, пьеса востребована…
Так получилось, в течение нескольких лет мне довелось быть участником такого же провинциального русского фольклорного коллектива. Могу сказать, что ни пьянства, ни зависти, ни пошлости там не наблюдал. Это были обычные люди, с их достоинствами и недостатками, но большинство из них обладало культурой и достоинством. Они приходили на репетиции после работы по велению своей души и стремились реализовать свое национальное чувство именно в песне! Главной наградой участникам и солистам хора на концертах была простая человеческая благодарность.
Спектакль позиционируется как трагикомедия. Но трагичного здесь, действительно, намного больше. Печально, что старики в России брошены властью на произвол судьбы... Но мне показалось, что эта тема служит лишь прикрытием для того, чтобы в очередной раз унизить русских. Если Коляда в такой упаковке хотел бы действительно поднять важную проблему отрыва народа от своих корней, - пьеса имела бы другой финал. Но даже бабушки по мере развития сюжета втайне друг от друга исполняют эстрадные номера а-ля Европа. "Show must go on", - шоу должно продолжаться! Вместо откровенного разговора о судьбе русского песенного искусства, которое сегодня действительно переживает не лучшие времена – получаем ложное решение такого важного вопроса. А спектакль мог бы заставить задуматься о многом… Эта пьеса не разбудит дремлющее в каждом человеке чувство национальной гордости. После такого спектакля вряд ли кто-нибудь из будущих или нынешних мам или пап захочет спеть своему малышу колыбельную на ночь или за праздничным столом вместо просмотра очередного дебильного шоу или сериала спеть что-нибудь родное, русское! Так постепенно русских отучают быть русскими. Поэтому не удивляйтесь, что вокруг вы видите океан людского равнодушия... Ведь именно в песне - душа народа. Убьете песню - убьете душу... Вот в чем настоящая трагедия!
Как известно театр носит имя Нонны Малыгиной. Однако уже много лет режиссер проживает в Москве и в Таганрог приезжает на короткое время пару раз в год, чтобы поставить очередной спектакль. Мне кажется, что после столь неудачной постановки коллективу не стоит забывать о высоком предназначении искусства нести зрителю «разумное, доброе, вечное». Как правило столичная интеллигенция любит порассуждать о защите в России прав человека любой нации, о сохранении национальной самобытности каждой нации, о высоких гуманистических идеалах... Однако странно, что эти идеи на русских почему-то не распространяются, а любое слово в защиту русских трактуется как фашизм и ксенофобия!
Когда-то великий таганрожец Антон Павлович Чехов сказал: «В Таганроге любят и понимают театр…».
Актеры, не разочаровывайте нас!
Святослав Донской
|